Представьте себя на месте рецензента. На его научный трек пришло 500 заявок, а мест, допустим, 30. Выбрать слушателей нужно по анкетам. Сложно? Невероятно!
За каждой заявкой лектор пытается разглядеть лично вас и ваши интересы. Очень важно понимать, для чего вы хотите попасть в проект и чем проект поможет лично вам. Мы собрали отзывы научных руководителей. Многие из них не первый год проводят отбор участников на Зимнюю школу ПУ. Кто-то впервые читал мотивационные письма, а некоторые помогали отбирать учащихся на школьные треки.
В первую очередь читал мотивационное письмо, абстрагировавшись от всей другой информации. В письме обращал внимание на суть, стиль, а также соблюдение правил русского языка. После письма обычно смотрел другие данные: откуда претендент(ка), с каким образованием, на каком курсе и т.п.
— Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
В первую очередь в анкете участника я, конечно, обращаю внимание на мотивационное письмо, потому что все остальные данные, они, конечно, хороши, они позволяют что-то понять про соискателя, но они, как правило, у всех, так скажем, довольно похожие. Я могу увидеть географический охват участников. Из каких они организаций, школ, университетов
— Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
Во-первых, я смотрела из мотивационного письма на то, на какой трек человек хочет. Попадались письма, где мотивационные письма, скорее всего, составляли сразу на три трека. Просто менялось название. И ты читаешь и вообще не понимаешь человека - интересно то, что мы ему будем давать, или нет? Он вообще куда хочет?
Соответственно, приоритет у меня был “наша полезность – студент”. Потому что читаешь некоторые письма и понимаешь – то, что мы собираемся давать, скорее всего, не совсем закроет его интересы. Поэтому отбирались те мотивационные письма, где реально мы совпадали
— Полина Лобанова, рецензент СПбГУ
Итак, вы поняли, что без хорошего сопроводительного письма шансы пройти в проект значительно уменьшаются. На что же в мотивационном письме в первую очередь обращают внимание рецензенты?
Привлекает четкое понимание (и описание), зачем заявителю участие, а особенно, - каковы его дальнейшие шаги, как будут использованы знания и данные. Другими словами, необходимо понимать отдачу и видеть будущее данного специалиста.
Максимально привлекательно, конечно, когда научные интересы совпадают с направлением работы нашей лаборатории, а сам заявитель ищет научного руководителя - просто БИНГО!
— Екатерина Пономаренко, рецензент АО ИО РАН
Для меня был важен критерий внутреннего единства, логически связанный текст, а не просто набор "умных" слов. Также смотрел на опыт претендента, его соответствие возможностям трека. Безусловно важно было и его обоснование личной заинтересованности
— Андрей Аксенов, рецензент САФУ
Честный рассказ о том, почему человек выбрал образование в области морских наук и почему подаёт заявку именно на этот трек. Вообще у меня трек специфический. С одной стороны, это относительно специальная тема, мало для кого интересная. С другой — она подразумевает охват сфер знания от разнообразной физики, химии до биологии. А в описании трека (по понятным требованиям ПУ) всего несколько слов. Поэтому ожидать от потенциальных участников полного понимания не приходится. И чтобы составить толковую мотивацию, нужно подойти к вопросу творчески. Часто по мотивации было видно, пытался человек разобраться или нет, просто "на дурачка" подал заявку. Иногда было понятно: человек правда заинтересован изучать океан (какую-то отдельную сферу), но про сезонные изменения не знает почти ничего. На такие анкеты тоже обращал внимание. Даже если совместной работы не получится, для человека трек точно будет полезен.
— Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
В мотивационном письме очень важно, чтобы человек показал, с одной стороны, свой интерес к науке как к образу жизни, как к некоторому процессу познания. Чтобы у человека была какая-то эмоциональная привязанность к Плавучему университету, к морским наукам, к исследованиям, вообще, в целом, к физике, морской биологии, может быть, географии. И если это эмоциональная привязанность прослеживается в письме, то это очень приятно. Это говорит о том, что с большей вероятностью человек увлечётся наукой и будет ей заниматься. Но, а кроме того, очень всегда западают в душу и в память какие-то интересные истории, какие-то необычные характеристики себя, которые школьники и студенты пишут про себя. Это, конечно, иногда становится мемом среди “научников”, которые читают эти мотивационные письма, но такие люди очень хорошо запоминаются и потом попадают Плавучий университет
— Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
На мотивационное письмо дается ограниченное число знаков. Мы все ценим время научных руководителей, которым нужно читать большой объем заявок. В вашем письме не должно быть личных данных – все необходимые данные есть в вашей анкете. Также советуем не тратить символы на длинные приветствия и вводные. Человеку по ту сторону экрана важно увидеть ваш опыт, знания и целеполагание.
Часть мотивационных писем в этом году стала хорошим фильтром отбора. Это примеры того, что и как не стоит в них писать.
Были примеры, когда мотивация состояла из одной строчки довольно грубого содержания (мол, я вообще не к вам на трек, но необходимо заполнить три поля, поэтому и вам напишу). Были пара заявок с мотивацией от ИИ — бредовая идея, считаю, смысла так делать не вижу вообще, только злит.
Если мотивация хотя бы из пяти условных строчек, и из неё видно, что человек подбирал слова хотя бы пару минут, то заявка рассматривается. Дальше работает критерий потенциальной полезности трека для человека
— Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
Я не брала во внимание очень маленькие мотивационные письма – там, где две-три строчки и общие фразы. Мне интересно про углеродный цикл, потому что это круто. Ну и что? А дальше-то что?
— Полина Лобанова, рецензент СПбГУ
Не рассматривала анкеты по совсем неподходящему профилю. Например, “я - филолог, но ооочень хочу в рейс”. Также отсеивала заявки по отсутствию в них выраженной отдачи, понимания цели и результата. Например, “очень хочу посмотреть...попробовать...побывать”...и на этом все.
— Екатерина Пономаренко, рецензент АО ИО РАН
Я сразу отсеиваю кандидатов, которые не удосужились подробно написать мотивационное письмо. Мотивационное письмо может состоять из нескольких предложений, но быть содержательным. Но когда мотивационное письмо - это несколько предложений, не несущих в себе никакого смысла, такой подход нам не нравится. Нам всё-таки хочется, чтобы люди что-то про себя писали, про свои интересы, про свои желания, про свои какие-то достижения, чтобы они всё-таки потратили на это время
— Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
Друзья, еще раз. Прежде чем отправить свое мотивационное письмо, представьте себя на месте адресата. Перечитайте все написанное его глазами и решите: хотите взять с собой этого кандидата, интересен ли он, достаточно мотивирован и хватает ли информации?
А команда Плавучего университета желает вам удачи и рада будет видеть среди участников своей научно-образовательной программы!