.

Хайтек Мирового океана

“Уйти в айти” уже давно стало социальным лифтом — программированию или анализу данных можно обучиться онлайн за пол года и полностью поменять свою жизнь, перейдя на junior позицию с понятными перспективами карьерного и зарплатного роста. Неудивительно, что среди абитуриентов специальности в области computer science пользуются высоким спросом. Но что, если старшекласснику не по душе сухое программирование и математика ради математики? Оказывается, все те же «айтишные» навыки и знания можно получить на куда более романтическом направлении — в океанологии, или в более широком смысле — в науках о Земле. А еще там же, в океанологии, есть своя биотехнология, робототехника, своя разведка и добыча полезных ископаемых, своя химия и даже свое машинное обучение. Как, кого и где готовят для морских наук, и какие карьерные перспективы есть у выпускников — рассказываем в нашем материале.

Неизвестная океанология

При слове «океанология» у многих всплывают в памяти кадры фильмов Жака Ива Кусто. Его одиссея длиною в жизнь на судне с красивым названием «Калипсо» изрядно романтизировала эту профессию, добавив к уже существовавшему вокруг нее ореолу приключений еще и красивую картинку подводного мира. И теперь, как ни странно, многим даже сложно себе представить, что океанология — не только романтика и подводные красоты, но что науки о море объединяют исследования и разработки в области математики, физики, биологии, химии и других естественных наук, для которых применяются самые передовые методы анализа данных, биотехнологий, химического анализа и т.д.

Наук о море немало: гидродинамика, гидрофизика, гидрохимия и геология океана, морская биология и экология, все эти разные и многочисленные направления — часть океанологии. Хочешь разведкой и добычей полезных ископаемых? Добро пожаловать в морскую геологию. Интересуешься генетикой и молекулярной биологией? В морской микробиологии шанс открыть за время учебы новый, ранее неизвестный вид живых организмов выше, чем на других биологических специальностях. Ты талантливый химик? Милости просим в гидрохимию или экологию океана, например — в мониторинг загрязнений. Интересуешься биотехнологией? Как раз активно развивается направление аквакультур. И конечно, если хочешь в анализ данных, в океанологии данных много, они разные и, естественно, большие — океан-то большой. И конечно, применение методов машинного обучения в их анализе и прогнозе — только приветствуется.

Кого берут в море?

Об океанологах пишут так: "человек этой профессии должен обладать знаниями во многих сферах естественных наук, знать математику и географию, химию . Физическая подготовка на высшем уровне, отличная память, внимательность к мелочам и деталям, способность мыслить логически и различать отдельные нюансы природных изменений – все это необходимо уметь океанологу". Просто Спайдермэн современности!

Естественно, этот образ не всегда точно совпадает с теми навыками и личными качествами, которые присущи профессии. Однако есть у океанологов много общего. Например, как правило, ими становятся выпускники школ, хорошо “ладящие” с естественно-научными дисциплинами: математикой, физикой, биологией, химией, географией, информатикой — по нескольким из перечисленных предметов, в зависимости от конкретной программы высшего образования, придется сдать ЕГЭ, чтобы поступить.

Отличает науки о море то, что релевантные специальности есть не только на географических факультетах(например, в МГУ или СПБГУ) или в профильных вузах, как например РГГМУ, но и, например, на Физтехе (МФТИ). Междисциплинарность океанологии позволяет абитуриенту, в зависимости от предпочтений, а главное подготовки, попасть в науки о море через физику, химию, информатику, биологию, географию и любую другую «прикладываемую» к океану естественную науку. Кроме того, «прийти» в океанологию можно уже после поступления в вуз. Например, студент биологического факультета может писать диплом по морской биологии, студент геологического факультета — делать работу по геологии шельфа, и т.д..

Помимо хардскиллов — т.е. непосредственно знаний и навыков в области выбранной профессии — для океанолога крайне важны софтскиллы. В океанологии не бывает быстрых результатов. Как правило, каждая хорошая научная статья — это последовательная и кропотливая многолетняя работа коллектива на суше и в море. Именно в морских экспедициях, которые являются необходимой частью обучения океанолога, формируются системность мышления, умение декомпозировать задачи, усидчивость, тяга к знаниям и способность работать «в долгую» и в команде — ну не исследователь, а просто идеальный кандидат на любую работу!

Первопроходцы 21 века

Обучение на океанолога позволяет совместить приятное с полезным. С одной стороны, обучение на морские науки дает студенту возможность участвовать в экспедициях в действительно труднодоступных местах, куда туристом попасть просто не получится. Студенты с наставниками ездят за образцами в заповедники, в «высокую» Арктику, в недоступную Антарктиду, на Дальний восток и т.д. С другой, во время учебы студенты осваивают самые современные методы — как и в любой науке, исследователи- океанологи применяют новые методы раньше, чем это случается в индустрии. Получается та же зубодробительная математика или биохимия, но с бонусом — экспедициями по всему миру.

При этом океан, несмотря на извечную близость к человеку, изучен крайне слабо. Мы до сих пор не знаем всех течений, не понимаем полностью, как работает климатическая система, не открыли еще большую часть видов животных, обитающие в глубинах морей. В каком-то смысле океан — это глубокий космос, но только на Земле. Эта неизвестность, которая все еще присутствует в океане, конечно, затягивает исследователей, которые остаются в океанологии «по любви» в окружении коллег по цеху и продолжают открывать новое в океане каждый день.

Так, например, в рамках научно-образовательных экспедиций последних лет студенты открыли новый вид диатомовой водоросли Fragilaria shirshovii, измеряли ранее неизвестные течения в северной части Баренцева и Карских морей, участвовали в первых исследованиях загрязнения Арктики микропластиком, обнаружили новые районы с повышенными концентрациями метана в Охотском море и в районе Камчатки. Все перечисленные открытия — новое научное знание, полученное опытными океанологами совместно со студентами. Первый опыт научного исследования и открытия, конечно, заражает молодых ребят, поэтому большинство из тех, кто доходит до научных лабораторий, остаются в профессии на долгие годы.

А что после вуза?

Ответственный и увлеченный студент-океанолог к выпуску из вуза приобретает передовые навыки и знания, релевантные своей специальности. Такая формулировка, наверное, звучит немного размыто, однако, например, студент, изучавший морскую биологию или экологию, за время обучения точно освоит методы молекулярной биологии, генетики и биоинформатики — все те дисциплины, которые осваивают сейчас студенты направлений биотехнологии или современной биологии. Аналогично, если студент в лаборатории участвует в моделировании течений или климата, он с высокой вероятностью к окончанию вуза будет уверенно программировать на python, и не просто строить графики, а применять машинное обучение и другие модные технологии для решения научных дилемм, связанных с морем. И во всех случаях, когда студент работает с данными наблюдений, он к окончанию вуза освоит R и статистический анализ. То есть будет заниматься тем же, что и студенты с компьютерных наук и аналитики данных, но не сухих учебных задачах и данных, а на конкретных, реальных — из океанологии.

В отличие от многих направлений науки, в океанологии выстроена целая система «приземления» мотивированных студентов в «живые» научные лаборатории с заботливыми наставниками, активными коллективами и обильным грантовым финансированием. Этим важным делом занимается отдельная программа «Плавучий университет», которая ежегодно отбирает подходящих студентов и помогает им получить первый опыт работы в экспедициях и в лабораториях. 4 из 5 студентов после программы закрепляются в лабораториях в качестве сотрудников и дальше строят карьеру в морских науках, так что шансы «выпасть» из потока, и соответственно из наук о море, у активных студентов-океанологов невелики.

Надо отметить, что научные сотрудники в успешных лабораториях — т.е. в тех, в которых либо делают сильные фундаментальные исследования, поддержанные грантами из различных фондов, либо в которых ведутся прикладные разработки для индустриальных компаний — получают вполне конкурентные (по сравнению с «большим бизнесом») зарплаты. В текущей ситуации альтернативный сценарий мало возможен. В большинстве университетов и НИИ, если руководитель лаборатории не способен обеспечить свою команду проектами и финансированием, лабораторию попросту закрывают, а ее сотрудники уходят работать в другие, живые коллективы, которые способны выживать в обстановке здоровой конкуренции, существующей сейчас в научной среде.

Если выпускник какой-то из океанологических специальностей все-таки по каким-то причинам решает строить карьеру вне науки, приобретенные навыки и опыт работы дает ему пространство для маневра. Такие выпускники востребованы в индустрии, связанной с добычей полезных ископаемых, в биотехе, в т.ч. разработке лекарств и промышленной микробиологии, в химической промышленности, инженерии, включая задачи, связанные с опасными природными явлениями, альтернативной энергетике, урбанистике, и все в том же заветном «айти» и бизнес-аналитике.

Получается, что океанология для активного студента — это способ и рыбку съесть, и на люстре покататься. Если срастется, получится интересная, полная экспедиций жизнь в кругу единомышленников, страстно увлеченных своими исследованиями. Если не сложится, все равно получится построить успешную карьеру в одной из областей, которая покажется наиболее значимой и подходящей (ведь вы сразу в нескольких проходили подготовку!).

Как понять, мое это или нет?

В отличие от биомедицинских наук и computer science, науки о Земле пока не настолько раскрученное направление, поэтому пока проходит сравнительно немного мероприятий для школьников, кружков и каких-то программ дополнительного образования. Тем не менее, лекции о климате, загрязнениях океана и прекрасных морских гадах регулярно появляются в программе научно-популярных фестивалей — с них можно начать знакомство с науками о Земле и, в частности, о море. Те старшеклассники, которые хотят погрузиться в одно из направлений океанологии, могут принять участие в немногочисленных научных школах и выездных программах, которые сейчас проходят, как правило, на базе крупных университетов.