Зарождение идеи и первые годы Плавучего университетаПлавучий университет как феномен и образовательная технология с ее основными принципами, методиками и целями появился в конце 80-х начале 90-х годов. Идея раннего привлечения студентов к научным исследованиям в рамках морских экспедиций была впервые представлена международному сообществу в 1988 году Михаилом Константиновичем Ивановым (д.г.-м.н., МГУ имени М.В. Ломоносова) на совещании по морским наукам, организованном Отделом морских наук ЮНЕСКО. В 1991 г. состоялась первая большая международная экспедиция в концепции Обучения-через-исследования (Training-through-Research, TTR), предложенной Джоном Вудсайдом (John Woodside) из Свободного университета Амстердама. Параллельно применялось название Плавучий университет, и вместе это звучало так:
Floating University Facility and its Training-through-Research Program.
С 1993 г. «Плавучий университет: обучение через исследования» стал официальной программой ЮНЕСКО. А с 1996 г. – официальной программой Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО. Основными принципами Плавучего университета являлись: обучение через участие студентов и аспирантов в научных исследованиях или «обучение через исследования», неразрывность получения новых знаний и их использования на практике; развитие межкультурных контактов; многодисциплинарность; цикличность и интенсивность обучения; упор на самостоятельную работу студентов; индивидуальный подход и др.
Развитие программы, ее высокие научные результаты, известность и международное признание на ранних этапах невозможно представить без участия Михаила Константиновича Иванова, являющегося движущей силой и идейным вдохновителем Плавучего университета на протяжении 20 лет, Алексея Евгеньевича Сузюмова (к.г.-м.н., ЮНЕСКО), Виктора Титовича Трофимова (д.г.-м.н., МГУ имени М.В. Ломоносова), поддержки крупных зарубежных ученых: Dale Kraus (ЮНЕСКО), John Woodside (Свободный университет Амстердама), Michael Marani (Институт морской биологии, г. Болонья), и многих других.
Проект «Плавучий университет: обучение через исследования» работает по сей день, в 2024 году в Арктике состоялся 23-ий рейс TTR под руководством Григория Георгиевича Ахманова (д.г.-м.н., МГУ имени М.В. Ломоносова), студента одного из первых рейсов TTR, соорганизатора и руководителя проекта впоследствии.
Плавучие университеты в РоссииФормат обучения через исследования c 90-х годов стал популярен во многих странах и получил широкую поддержку научного сообщества. В России открывались различные проекты, работающие по тем же или сходным принципам и использующие термин «Плавучий университет» в названии:
Региональные программы позволили расширить географию и охват Плавучего университета, привлекая студентов из разных частей России и мира, а также свидетельствовали о стабильном росте и развитии проекта на национальном уровне.
Одной из таких локальных инициатив был Плавучий университет ИО РАН-МФТИ, запущенный в 2018 году Натальей Борисовной Степановой (Чубаренко) (к.ф.-м.н., ИО РАН, МФТИ) и командой молодых ученых одноименных организаций. Триггером для создания программы стала острая нехватка молодых кадров в Институте океанологии им. П.П. Ширшова.
В 2018 году Александр Борисович Милкус (ВШЭ), известный популяризатор науки, основал
Ассоциацию Плавучих университетов, которая стала платформой для обмена опытом и лучшими практиками среди руководителей подобных проектов.
Появление Всероссийской научно-образовательной программыС 2018 по 2021 год продолжал развиваться проект Плавучего университета ИО РАН-МФТИ. Внедряя лучшие практики и уделяя особое внимание эффективности и деталям, команде организаторов во главе с Н. Степановой удалось отработать систему из ежегодного цикла мероприятий, включающих Зимнюю школу Плавучего университета, конкурсный отбор студентов для участия в прибрежных практиках и экспедициях, последующую интеграцию в научное сообщество через представление научных результатов на конференциях и поддержку сообщества выпускников программы. В 2021 году этот проект получил значительную поддержку Министерства науки и высшего образования Российской Федерации благодаря усилиям сотрудников Департамента координации деятельности научных организаций, в частности, Наталии Ивановны Голубевой.
В 2021 году руководители Плавучего университета ЮНЕСКО-МГУ Григорий Григорьевич Ахманов и Наталья Борисовна Степанова (Чубаренко) при содействии Михаила Юрьевича Токарева (к.т.н., зам. декана геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) объединили традиции и подходы к работе, направленные на поэтапное привлечение студентов в морские науки. Они разработали обновленную программу «Плавучий университет», которая была подана на рассмотрение ЮНЕСКО и получила поддержку как
инициатива Российской Федерации в рамках Десятилетия наук об океане ООН.
В 2022, благодаря взаимному интересу руководителей различных Плавучих университетов, крупных вузов и исследовательских центров при поддержке Министерства образования и науки и под руководством Натальи Степановой (Чубаренко) была запущена Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет». Зимняя школа Плавучего университета стала сетевым мероприятием, увеличилось количество экспедиций, охват научных направлений, число привлекаемых к участию студентов и ученых. В этом же году на заседании Межведомственной национальной океанографической комиссии РФ на МФТИ была возложена координирующая роль по организации и реализации всероссийской программы, а также была создана рабочая группа, отвечающая за дальнейшее ее развитие на национальном уровне. С 2023 года в МФТИ открыт Координационный центр «Плавучий университет», осуществляющий основные процессы реализации программы, многостороннего сотрудничества заинтересованных организаций и работу со студентами.
Спустя чуть более 30 лет Плавучий университет остается важным инструментом в подготовке молодых ученых и развитии морских исследований, продолжая вносить значительный вклад в науку и образование. В ближайшие годы планируется расширение сети партнерств как среди науки и образования, так и в области индустрии и бизнеса, разработка мероприятий для старшеклассников, развитие сообщества выпускников программы, а также возвращение проекта на полноценный международный уровень.