Мотивационное письмо – как? о чем? и почему?
Подробно рассказываем, как рецензенты оценивают мотивационные письма: на что обращают внимание в первую очередь, что в анкетах запоминается, а что может работать “против вас”

Представьте себя на месте рецензента. На его научный трек пришло 500 заявок, а мест, допустим, 30. Выбрать слушателей нужно по анкетам. Сложно? Невероятно!

За каждой заявкой лектор пытается разглядеть лично вас и ваши интересы. Очень важно понимать, для чего вы хотите попасть в проект и чем проект поможет лично вам. Мы собрали отзывы научных руководителей. Многие из них не первый год проводят отбор участников на Зимнюю школу ПУ. Кто-то впервые читал мотивационные письма, а некоторые помогали отбирать учащихся на школьные треки.

В первую очередь читал мотивационное письмо, абстрагировавшись от всей другой информации. В письме обращал внимание на суть, стиль, а также соблюдение правил русского языка. После письма обычно смотрел другие данные: откуда претендент(ка), с каким образованием, на каком курсе и т.п.
Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
В первую очередь в анкете участника я, конечно, обращаю внимание на мотивационное письмо, потому что все остальные данные, они, конечно, хороши, они позволяют что-то понять про соискателя, но они, как правило, у всех, так скажем, довольно похожие. Я могу увидеть географический охват участников. Из каких они организаций, школ, университетов
Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
Во-первых, я смотрела из мотивационного письма на то, на какой трек человек хочет. Попадались письма, где мотивационные письма, скорее всего, составляли сразу на три трека. Просто менялось название. И ты читаешь и вообще не понимаешь человека - интересно то, что мы ему будем давать, или нет? Он вообще куда хочет?
Соответственно, приоритет у меня был “наша полезность – студент”. Потому что читаешь некоторые письма и понимаешь – то, что мы собираемся давать, скорее всего, не совсем закроет его интересы. Поэтому отбирались те мотивационные письма, где реально мы совпадали
Полина Лобанова, рецензент СПбГУ
Итак, вы поняли, что без хорошего сопроводительного письма шансы пройти в проект значительно уменьшаются. На что же в мотивационном письме в первую очередь обращают внимание рецензенты?
Привлекает четкое понимание (и описание), зачем заявителю участие, а особенно, - каковы его дальнейшие шаги, как будут использованы знания и данные. Другими словами, необходимо понимать отдачу и видеть будущее данного специалиста.
Максимально привлекательно, конечно, когда научные интересы совпадают с направлением работы нашей лаборатории, а сам заявитель ищет научного руководителя - просто БИНГО!
Екатерина Пономаренко, рецензент АО ИО РАН
Для меня был важен критерий внутреннего единства, логически связанный текст, а не просто набор "умных" слов. Также смотрел на опыт претендента, его соответствие возможностям трека. Безусловно важно было и его обоснование личной заинтересованности
Андрей Аксенов, рецензент САФУ
Честный рассказ о том, почему человек выбрал образование в области морских наук и почему подаёт заявку именно на этот трек. Вообще у меня трек специфический. С одной стороны, это относительно специальная тема, мало для кого интересная. С другой — она подразумевает охват сфер знания от разнообразной физики, химии до биологии. А в описании трека (по понятным требованиям ПУ) всего несколько слов. Поэтому ожидать от потенциальных участников полного понимания не приходится. И чтобы составить толковую мотивацию, нужно подойти к вопросу творчески. Часто по мотивации было видно, пытался человек разобраться или нет, просто "на дурачка" подал заявку. Иногда было понятно: человек правда заинтересован изучать океан (какую-то отдельную сферу), но про сезонные изменения не знает почти ничего. На такие анкеты тоже обращал внимание. Даже если совместной работы не получится, для человека трек точно будет полезен.
Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
В мотивационном письме очень важно, чтобы человек показал, с одной стороны, свой интерес к науке как к образу жизни, как к некоторому процессу познания. Чтобы у человека была какая-то эмоциональная привязанность к Плавучему университету, к морским наукам, к исследованиям, вообще, в целом, к физике, морской биологии, может быть, географии. И если это эмоциональная привязанность прослеживается в письме, то это очень приятно. Это говорит о том, что с большей вероятностью человек увлечётся наукой и будет ей заниматься. Но, а кроме того, очень всегда западают в душу и в память какие-то интересные истории, какие-то необычные характеристики себя, которые школьники и студенты пишут про себя. Это, конечно, иногда становится мемом среди “научников”, которые читают эти мотивационные письма, но такие люди очень хорошо запоминаются и потом попадают Плавучий университет
Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
На мотивационное письмо дается ограниченное число знаков. Мы все ценим время научных руководителей, которым нужно читать большой объем заявок. В вашем письме не должно быть личных данных – все необходимые данные есть в вашей анкете. Также советуем не тратить символы на длинные приветствия и вводные. Человеку по ту сторону экрана важно увидеть ваш опыт, знания и целеполагание.
Часть мотивационных писем в этом году стала хорошим фильтром отбора. Это примеры того, что и как не стоит в них писать.
Были примеры, когда мотивация состояла из одной строчки довольно грубого содержания (мол, я вообще не к вам на трек, но необходимо заполнить три поля, поэтому и вам напишу). Были пара заявок с мотивацией от ИИ — бредовая идея, считаю, смысла так делать не вижу вообще, только злит.
Если мотивация хотя бы из пяти условных строчек, и из неё видно, что человек подбирал слова хотя бы пару минут, то заявка рассматривается. Дальше работает критерий потенциальной полезности трека для человека
Кирилл Кивва, рецензент ВНИРО
Я не брала во внимание очень маленькие мотивационные письма – там, где две-три строчки и общие фразы. Мне интересно про углеродный цикл, потому что это круто. Ну и что? А дальше-то что?
Полина Лобанова, рецензент СПбГУ
Не рассматривала анкеты по совсем неподходящему профилю. Например, “я - филолог, но ооочень хочу в рейс”. Также отсеивала заявки по отсутствию в них выраженной отдачи, понимания цели и результата. Например, “очень хочу посмотреть...попробовать...побывать”...и на этом все.
Екатерина Пономаренко, рецензент АО ИО РАН
Я сразу отсеиваю кандидатов, которые не удосужились подробно написать мотивационное письмо. Мотивационное письмо может состоять из нескольких предложений, но быть содержательным. Но когда мотивационное письмо - это несколько предложений, не несущих в себе никакого смысла, такой подход нам не нравится. Нам всё-таки хочется, чтобы люди что-то про себя писали, про свои интересы, про свои желания, про свои какие-то достижения, чтобы они всё-таки потратили на это время
Александр Осадчиев, рецензент МФТИ, ИО РАН
Друзья, еще раз. Прежде чем отправить свое мотивационное письмо, представьте себя на месте адресата. Перечитайте все написанное его глазами и решите: хотите взять с собой этого кандидата, интересен ли он, достаточно мотивирован и хватает ли информации?
А команда Плавучего университета желает вам удачи и рада будет видеть среди участников своей научно-образовательной программы!
Море волнуется — а мы нет ;)
Контакты организаторов
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы по электронной почте и в комментариях к публикациям в телеграм-канале Плавучего университета @floating_university
Программа «Плавучий университет» реализуется в рамках Десятилетия наук об океане ООН, входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий РФ, проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках реализации Национального проекта «Наука и университеты». Организацию осуществляет Координационный центр «Плавучий университет» на базе Московского физико-технического института.