Стажировки, береговые практики и экспедиции партнеров ПУ
Впервые в этом 2024 году Плавучий университет вместе с партнерами запускает новое направление в своей программе – стажировки в лабораториях.
Пройти практику “на берегу” или в экспедициях наших партнеров могут выпускники ПУ и очные участники Зимних школ этого и прошлых лет.
К себе на научную практику приглашают: МГИ РАН, ИО РАН, ВНИРО, РГГМУ, МФТИ, МГУ им. Ломоносова, ТОИ ДВО РАН, ИПФ РАН.

Наши партнеры заинтересованы в привлечении к своим исследованиям молодых студентов и аспирантов. Для вас же стажировка может стать отличной возможностью найти себе коллектив, обрести или усовершенствовать свои профессиональные навыки, расширить кругозор, сеть профессиональных контактов и разглядеть новые идеи для исследований.
Правильный выбор научного руководителя – это крайне важный этап. Очень часто именно наставники становятся центром научного вдохновения для молодого специалиста.

Научные руководители на связи

Мы поговорили с научными руководителями, которые будут отбирать кандидатов и привлекать к своим исследованиям. Кого они ждут, какие задачи предстоит решать, о профессиональных перспективах в их лабораториях

  • Андрей Багаев
    к.ф.-м.н, ведущий научный сотрудник МГИ
  • Игорь Медведев
     к.ф.-м.н, ведущий научный сотрудник ИО РАН
  • Павел Емелин
    ведущий специалист ВНИРО
Как называется ваша научная задача? Можете коротко ее описать?
Наша научная задача посвящена исследованиям уровня загрязнения пляжей Крыма пластиковым мусором. На данный момент это довольно популярное направление, и сбор и анализ проб, которыми предстоит заниматься студентам, это первый этап систематических исследований. В перспективе это поможет сравнить уровни загрязнения наших берегов с другими регионами. И, возможно, понять, какими физическими силами и процессами управляется перенос пластика в прибрежной зоне.
Андрей Багаев
В этом году я представляю две задачи. Одна из них называется: “Спектральный анализ колебаний уровня моря, выявление периодических составляющих: приливов, сейшевых колебаний и других процессов”. В рамках этой задачи студенты-практиканты с помощью различных методов статистического анализа, в частности спектрального анализа, будут изучать различные составляющие колебаний уровня моря в различных частях Мирового океана. Выбор районов и морей для этих исследований будет обсуждаться со студентами, которые захотят этим заниматься.

Другая задача звучит так: "Численное моделирование распространения волн цунами в Черном и Каспийском морях". В рамках этой задачи студенты научатся методам численного моделирования на примере цунами в изолированных морях. Эти моря считаются морями со средним уровнем цунами опасности. То есть в этих морях происходили на протяжении 19 и 20 века несколько цунами, которые в том числе приводили к жертвам и к некоторому ущербу на побережье. Но эти моря считаются малоизученными с точки зрения цунами. У нас есть данные о землетрясениях и о том, что там происходило. Студенты в рамках этой стажировки смогут научиться начальным методам численного моделирования цунами на основе самых интересных событий, которые происходили на этих морях в 20 веке. Потенциально, если студентам будет интересно, мы можем чуть изменить задачу, регион и акваторию. Это все обсуждаемо.
Игорь Медведев
Моя задача звучит так: "Оценка пространственного распределения различных бореальных видов нектона северной части Тихого океана с целью выявления современных изменений их ареалов".
Мы с моими коллегами из центрального института ВНИРО и Тихоокеанского филиала ВНИРО по результатам экспедиций в Чукотское море в 2018-2020 гг. выявили значительные изменения в видовом составе и биомассе обитающих там рыб. Эти изменения, характерные для последних лет, были обусловлены миграциями ряда видов, массовых в Беринговом море, но редких, либо вообще ранее не встречавшихся, в Чукотском. Нами уже был подготовлен ряд публикаций по тресковым и камбаловым рыбам, однако известный современный видовой состав рыб Чукотского моря насчитывает более 80 видов. В экспедициях собрано огромное количество материала, причем не только биологического, но и по условиям среды. Всё это требует дальнейшего комплексного изучения, и работы хватит на многие годы вперед.
Таким образом, оценка пространственного распределения какого-либо одного биологического вида или той или иной выбранной таксономической группы может стать самостоятельной научной работой - в формате публикации, курсовой или дипломной работы, в зависимости от уровня сложности решаемой задачи и дальнейшего анализа. Уровень сложности будет определен уже в процессе стажировки и во многом будет зависеть от имеющихся и приобретенных навыков, а также желания самого участника стажировки.
Павел Емелин
Кого вы ждете на стажировку? Какими личными качествами должен обладать претендент?
Готовность работать в поле, спокойно и добросовестно собирать пробы. Любовь к арбузам и чебурекам приветствуется :)
Усидчивость и аккуратность при работе в лаборатории на камеральной обработке.
Андрей Багаев
Я жду бакалавров 3-4 года обучения и магистров первого года обучения. Эти студенты должны обладать некими первичными навыками работы с временными рядами наблюдений, с данными, какие-то начальные знания английского языка должны быть. Было бы хорошо, если бы студенты имели какие-то первичные навыки программирования, все равно на каком языке. Если это будет MATLAB или Python - отлично! И самое главное - иметь тягу к изучению всего неизвестного и аномального в Мировом океане и на планете Земля
Игорь Медведев
Студентов естественно-научных направлений, желательно биологов или экологов (специальности: зоология, общая экология, и др.). Основное научное направление, которым мы займемся в рамках задачи – биогеография.

Ценю такие личные качества как внимательность, способность самостоятельно работать с научной и методической литературой, интерес к научной работе. Под интересом к научной работе я подразумеваю самостоятельное желание студента изучить и понять природные процессы и закономерности, которые можно выявить при работе с данными, а не заучить ту или иную методику работы и слепо применять ее ко всем возможным объектам.

Из навыков необходимо минимальное знание и опыт работы в картографических программах, знание статистики и умение работать с различными статистическими данными в специальном ПО, либо языках программирования.
Павел Емелин
Чем предстоит заниматься молодым специалистами? Какие результаты от них вы ждете?
Сбор и анализ проб, обобщение статистики, сравнение с данными публикаций, анализ пространственного распределения.
Андрей Багаев
Студентам предстоит заниматься обработкой данных наблюдений. Эти данные можно будет скачать с различных российских и международных порталов. И потом с помощью различных статистических методов обрабатывать эти ряды. В зависимости от пожеланий студентов мы выберем процессы и область Мирового океана, которая их будет интересовать. Мы постараемся в этой области найти интересную научную задачу, которую можно было бы решить в течении10 рабочих дней хотя бы в первом приближении.
Игорь Медведев
Целью исследования является выявление сдвигов ареалов различных бореальных видов в северном направлении и оценка изменения позиций видов мигрантов в структуре нектона восточного сектора Арктики. В результате проведенного исследования будут выявлены виды, изменения ареалов которых перспективны для дальнейшего моделирования и оценки вероятности их будущего расселения в тихоокеанской Арктике.
В рамках работы над задачей будет проведено создание серий карт пространственного распределения различных видов рыб и головоногих моллюсков, поиск экологических факторов, влияющих на их пространственное распределение.
От стажера ожидаю полное погружение в тему, самостоятельный поиск литературы, освоение методик работы с данными, участие в анализе полученных результатов. И в итоге хотелось бы выйти на материал для публикации. По результатам работы обязательной будет подготовка публикации, поэтому необходимо не только уметь работать с данными, но и описывать полученные результаты.
Павел Емелин
Какие перспективы у молодого ученого есть в вашей области исследований? Конкретно в вашей лаборатории/организации?
В нашей области сейчас не очень высокая конкуренция, и при этом оооочень много нового и неизвестного. В перспективе можно приложить свои знания в области химии, географии, биофизики, моделирования пластика. Публиковаться в этой теме на международном уровне довольно легко.
В нашем институте кроме того есть много молодёжных лабораторий и других перспективных направлений, так что в аспирантуру можно идти к кому угодно. Можно заниматься спутниковыми исследованиями, моделированием, строить и программировать надводные дроны, делать новую аппаратуру и т.д.
Андрей Багаев
У потенциального студента или ученого гигантские перспективы как в моей области, так и во всей океанологии. Все зависит от его предпочтений и от его усилий и желания работать. Конкретно в моей лаборатории и моей организации у него достаточно хорошие перспективы. Я уже несколько лет работаю по такой формуле – “сколько студент вкладывает в работу, столько же отдачи он получает в ответ от меня”. В Институте океанологии, да и во всей российской науке в целом, нет ограничений и студенты могут добиться немыслимых высот. Все зависит от их усилий и желания.
Игорь Медведев
В моей области исследований (ихтиология, биогеография, общая экология) дальнейшая работа будет возможна не только во ВНИРО, но и в любом другом научном институте, где ведутся исследования по аналогичным направлениям и объектам.

Преимущества работы во ВНИРО для молодых специалистов:
- возможность совмещать очное обучение в аспирантуре (https://aspirant.vniro.ru/) и работу на ставке специалиста внутри самого института;
- широкие возможности по участию в экспедиционных исследованиях;
- огромные массивы накопленных данных и материалов, к которым можно применить новые методы и подходы анализа.

В рамках научной работы возможно участие в заявках на гранты и работе по ним в случае победы в конкурсе. Эксперты при оценке наших заявок часто отмечали отсутствие студентов в составе научного коллектива, поэтому мы с коллегами будем рады заполнить это недостающее «звено».
Павел Емелин
Контакты организаторов
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы по электронной почте и в комментариях к публикациям в телеграм-канале Плавучего университета @floating_university
Программа «Плавучий университет» реализуется в рамках Десятилетия наук об океане ООН, входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий РФ, проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках реализации Национального проекта «Наука и университеты». Организацию осуществляет Координационный центр «Плавучий университет» на базе Московского физико-технического института.